Обзор Avowed. Комфортная ролевая игра, которая не обидит даже «абобов»
Уровень ожиданий от Avowed с момента анонса менялся много раз. Сначала игру ждали как личный сорт Skyrim от Obsidian, затем как последний повесточный гвоздь в крышку гроба некогда великой студии. В итоге она не стала ни тем, ни другим: дорелизный вой сменился на плюс-минус 80% положительных отзывов в Steam и смешанную реакцию от людей, которые сами не играли. О том, что такое Avowed, похожа ли она на Skyrim или Pillars of Eternity и почему в ней комфортно будет даже «абобам» — в нашем обзоре.
Содержание:
Столбы вечности
У студии Obsidian не так много оригинальных проектов. Даже на своем сайте среди регалий они в первую очередь перечисляют сиквелы — Knights of the Old Republic 2, Fallout: New Vegas и Neverwinter Nights 2. Несмотря на множество громких имен и легендарных основателей (компанию создали выходцы из Black Isle, работавшие над первыми Fallout, Planescape: Torment и Icewind Dale), запустить свою успешную вселенную у них пока так и не получилось. Вряд ли дилогия Pillars of Eternity может считаться таковой, хотя есть у нее свои поклонники.
Но именно в этом мире происходят события Avowed. Игрок в роли личного эмиссара императора Аэдира отправляется в Живые Земли — дикий и неизученный регион, который империя пытается колонизировать. Правда, вреда от новой колонии пока больше, чем пользы: в дебрях Земель распространяется странная болезнь, поражающая людей, животных, растения и даже почву.
Помимо стильных грибков, зараженные приобретают недюжие силу и реакцию, а также голоса в голове
Разобраться с заразой и усмирить местных повстанцев — лишь земная часть проблем нашего героя. Уже почти в самом начале он оказывается втянут еще и в божественные разборки, которые для сеттинга Pillars of Eternity в порядке вещей. Правда, как и все в Avowed, глубина нашего влияния на сюжет и сам этот сюжет сильно упрощены.
Это чувствуется уже на этапе создания персонажа. По факту, вместо россыпи разных вариантов здесь доступна лишь одна раса — богоподобные. Хотя в оригинале таким богоподобным мог стать и человек, и эльф, и гном, а теперь такой возможности нет. Объяснения в духе того, что мы получаем заранее прописанного героя, не принимаются — это такая же безголосая марионетка, характер которой предстоит выковывать во время прохождения.
При создании персонажа можно сделать редкостную «абобу», но даже если убрать черты богоподобного, персонажи все равно будут про них говорить
Зато в редакторе можно выбрать не только местоимение, но и происхождение будущего героя. Вариантов представлено около полудюжины, и они часто будут всплывать в диалогах. Более того, с некоторыми героями вы будете общаться исключительно репликами происхождения — настолько удачно они вписываются. Например, на нерадивых разбойников можно надавить авторитетом «Героя Войны», похваставшись своими славными подвигами во имя императора.
Однако назвать диалоги выдающимися нельзя. Несмотря на кажущийся широким выбор вариантов ответа, зачастую все ведут к одному и тому же финалу. Реальной нелинейности в игре нет, как и сложных моральных дилемм и необычных квестов. Впрочем, до уровня Dragon Age: The Veilguard Obisidian все-таки не скатилась — настолько соево-конфентыми соплями игрока не умывают.
«Нет, сделки не будет», — не согласился главный герой и пошел на сделку
Квесты в игре состоят в основном из убей-принеси, и выделиться могут разве что юморным контекстом. Например, в одном из первых дополнительных заданий девушка просит вырезать шайку ксаурипов (местные ящерогоблины), захватившую ее дом. Однако при исследовании на местности выясняется, что пострадавшая сама одержима ксаурипами и даже пыталась установить с ними контакт, не приведший ни к чему хорошему.
То же можно сказать и про напарников, в которых бюджетность игры заметна особенно сильно. Во-первых, сопартийцев всего четыре. Диалоги и отдельные квестовые линейки у них есть, но все это страдает тем же проблемами, что и основная игра — квесты банальные, диалоги создают лишь иллюзию выбора. Интересными личностями их не назвать, но полезных навыков у них хватает: синекожий Кай реально наносит урон противникам своими боевыми навыками, а розововолосая Яцли имеет широкий арсенал заклинаний. Но расстраивает полное отсутствие какой-либо системы репутации — сопартийцы никогда вас не покинут, не скажут дурного слова и вообще не влезут в разговор, пока их не попросишь.
В городах разбойники ведут себя хуже любой напасти
Романов со спутниками, кстати, тоже нет, хотя здесь можно было бы развернуться по полной сторонникам пресловутой «повесточки». Еще до выхода Avowed попала в скандал, вызванный несдержанными высказываниями одного из разработчиков. Геймеры заклеймили невышедшую игру так, будто это главный рассадник DEI. На деле же это обычная современная игра, которую начали делать пару лет назад с учетом текущий на тот момент конъюнктуры — ни больше ни меньше. Никакого особого засилья странных персон на улицах местных городов не наблюдается, хотя ищущий всегда найдет.
Есть ощущение, что все эти реверансы в сторону меньшинств реально сделаны для того, чтобы им было комфортно — ключевое слово, которым как будто бы руководствовались создатели. Впрочем, будет ли от этого комфортнее обычным игрокам, которых по-прежнему подавляющее большинство, — вопрос открытый.
Skyrim без Elder Scrolls
На пресловутую Skyrim новинка похожа только общими вещами и возможностью играть как от первого, так и от третьего лица. Сама суть Avowed очень сильно отличается от проекта Bethesda, поскольку это сюжетоцентричная игра с небольшим открытым миром. Который еще и заставляют исследовать через силу, подгоняя уровнями снаряжения в основных квестах.
Впрочем, в вопросе гибкости боевой системы Avowed даже превосходит TES 5. Игрок может сочетать разные виды холодного оружия, луки и несколько вариантов использования магии, а еще тут есть простенький огнестрел. Для полноты картины игра дает два слота под сменные наборы снаряжения, так что можно составить себе арсенал на несколько ситуаций.
Непонятные термины можно изучить в справочнике прямо в диалогах
Проблема боевой системы в том, что она комплексная вширь, но не вглубь. Да, вы можете стрелять заклинаниями из гримуара, из волшебной палочки или вообще с рук, и набор доступных спеллов в каждом случае различается. Другое дело, что между собой интересных взаимодействий у умений нет.
То же касается и ближнего боя. Два вида ударов и немногочисленные скиллы — вот и все способы развлечься, которые тут можно найти. Особенно печально драки выглядят с камерой от третьего лица, так из них полностью пропадает динамика. Выглядит как какая-то печальная гриндилка, только без онлайн-элементов.
Слишком хаотичные сражения никому не идут на пользу
А еще в Avowed значительно упрощены многие игровые элементы. Со врагов редко и мало что падает, и обобрать их до нитки, забрав одежду, нельзя — добывать снаряжение из-за этого довольно проблематично. Также ради удобства разработчики сделали бесконечными стрелы, патроны и выносливость при беге, а продукты в инвентаре не портятся как в каких-нибудь Kingdom Come или Dragon’s Dogma.
Но если такие упрощения еще можно понять, то вот убитые наглухо взлом и воровство кажутся перебором. Точнее, такого понятия как кража в Avowed нет вообще — в жилищах NPC предметов мало и можно брать все что душе угодно, а карманничества нет как класса. Обезвреживание ловушек и взлом замков осуществляются зажатием кнопки — главное, чтобы в карманах было достаточно отмычек.
Переходы между скрытой атакой и ближним и дальним боем абсолютно бесшовные
Не менее просто выглядит и управление напарниками. Взять с собой можно двух, у каждого есть пара умений в меню тактической паузы и все — никак иначе повлиять на их поведение нельзя. Изменить снаряжение, к слову, тоже — ситуация еще плачевнее, чем в Dragon Age 2.
Довершает все это система уровней снаряжения, которая ненавязчиво побуждает гриндить. Всего уровней четыре, и если броня у врага на один уровень выше качеством, вы будете наносить ему на 50% меньше урона. Столкнуться с этим предстоит уже буквально в третьем сюжетном квесте, что раздражает, поскольку для улучшения снаряжения нужно много ресурсов, а стоимость у торговцев никак не соотносится со здравым смыслом.
Трущобы не менее живописны, чем лесные чащи
Но не считая момента с фармом снаряжения, Avowed пытается быть максимально дружелюбной и комфортной. Возможность сбрасывать прокачку за небольшую сумму и отсутствие каких-либо наказаний за преступления, бесконечные патроны и общая динамика делают игру очень доступной, пускай для многих геймеров это покажется примитивом. Особенно сильно в этом плане возмущаются поклонники Kingdom Come: Deliverance 2, с которой новинке от Obsidian не повезло выйти с разницей в две недели.
Грибное фэнтези
Визуально Avowed получилась не менее спорной. Игра очень яркая и краски буквально сочатся из экрана, из-за чего мрачность сеттинга контрастирует с общей цветастостью. Впрочем, из-за этого прокаженные люди и жестокие убийства смотрятся более впечатляюще.
А еще Avowed впервые дает вблизи рассмотреть мир Эоры из Pillars of Eternity, из-за чего некоторые дизайны выглядят неуместно. Так, например, синие аумауа, к которым относится наш первый напарник Кай, кажутся сбежавшими из «Аватара» гостями, но никак не аутентичной расой.
Даже простые сцены выглядят впечатляюще благодаря освещению
Зато интересно выглядит местная «грибная» тема. Поскольку распространяющаяся болезнь выглядит как грибок, пораженные враги и даже почва покрываются разными представителями микологических видов. Есть в этом что-то от The Last of Us, особенно если выбрать в редакторе персонажа своему богоподобному грибницу на лице.
Также проект крайне неплохо оптимизирован, особенно по меркам Unreal Engine 5. RTX 3080 в рекомендованных системных требованиях намекает на то, что выжать максимум можно без топовой видеокарты последнего поколения. Правда, тут есть загвоздка — на минимальных и даже средних настройках игра хорошо работает, но выглядит не очень. Скачущие тени и подгружающиеся текстуры вместе с полным пакетом артефактов агрессивного апскейлинга не дадут забыть, с каким движком мы имеем дело.
Путь волшебника в Avowed вышел на редкость динамичным
В общем, даже своим визуалом игра стремится поместить игрока в комфортную среду, и Unreal Engine 5 более-менее угомонил свои аппетиты. И хоть смотреть на это приятно, но ничего поражающего в Avowed нет и в этом плане.
Ради чего стоит играть:
- Простая, но динамичная ролевая система
- Мир Pillars of Eternity впервые доступен с близкой перспективы
Что портит удовольствие:
- Примитивные RPG-механики
- Небольшой размер и общая бюджетность
Итог
Если для вас PoE — это именно Pillars of Eternity, а не Path of Exile, то сыграть в новинку однозначно стоит. Также Avowed может привлечь любителей позалипать в фэнтези-жвачку за телевизором, ведь разработчики поставили комфорт игрока во главу угла — и сыграть в это будет приятно даже «абобам». А вот увлеченных поклонников ролевых игр отсутствие глубины и проработанности механик наверняка разочарует.