Маршрут в будущее
Доцент кафедры международного бизнеса Финансового университета при правительстве РФ, кандидат экономических наук Ольга Игнатова – о том, как обновление электротранспорта трансформирует российские города.
Масштабная программа модернизации городского электротранспорта, охватывающая девять российских регионов, в 2025 году выходит на новый виток.
Это стало возможным не только за счёт финансирования из федерального бюджета, но и благодаря поддержке проектов организацией развития ВЭБ.РФ, которая выступает эффективным катализатором процессов. В соответствии с поручением правительства госкорпорация выполняет роль финансирующей организации, проектного офиса программы, а также её координатора.
Как это работает? Правительству совместно с Минфином, Минтрансом, Минэкономразвития и ВЭБ.РФ удалось создать, по сути, беспрецедентную по объёму бюджетной поддержки в рамках концессии структуру финансирования. С учётом всех источников заёмные деньги сроком на 20 лет обходятся по средней ставке 4,3%.
Благодаря льготным кредитам с фиксированной ставкой госкорпорации и механизму концессий удаётся снизить нагрузку на региональные бюджеты, ускорить саму реализацию программы и, что крайне важно для самих граждан, – избавить региональные власти от необходимости напрямую компенсировать затраты на модернизацию через повышение тарифов на проезд.
Только в феврале этого года ВЭБ.РФ направила в Нижний Новгород порядка 1,6 млрд рублей для модернизации электротранспорта. Из них 380 млн рублей – на закупку подвижного состава: 77 трамваев «МиНиН», 65 из которых уже вышли на маршруты.
В Липецк направлен последний транш в размере почти 185 млн рублей в рамках договора поставки трамваев, в результате парк машин полностью обновлён. Новые комфортабельные трамваи также курсируют по улицам Саратова. Всего при участии ВЭБ.РФ в регионы страны поставлено более 300 новых современных низкопольных трамваев – это больше половины от запланированного результата по всей программе.
Иными словами, даже на начальных стадиях программа по модернизации городского электротранспорта уже даёт результаты – они обсуждались на январской встрече премьер-министра Михаила Мишустина с председателем ВЭБ.РФ Игорем Шуваловым. Во-первых, это улучшение качества жизни жителей регионов, которые всё чаще перемещаются по своим городам на современном, комфортабельном и безопасном транспорте – время поездки на нём уже сократилось на 15–20%. Ожидается, что в ближайшие годы положительный эффект должны ощутить более 7 миллионов россиян.
Во-вторых, рост пассажиропотока создаёт своего рода «точки притяжения» на карте городов, способствуя росту экономической активности и притягивая инвестиции. В-третьих, благодаря модернизации загружаются отечественные промышленные предприятия, снабжающие электротранспорт новой техникой, зачастую не уступающей иностранным образцам. Среди них – Трансмашхолдинг, «Синара», КАМАЗ, «Волгабас» и «Ситроникс». Таким образом, программа также способствует и поддержке импортозамещения.
Ближе к завершению реализации программы впору будет добавить и четвертый пункт – повышение туристической привлекательности регионов. Туризм, как не раз подчеркивали на самом высоком уровне, обладает высоким мультипликативным эффектом, стимулируя развитие региональных экономик.
Модернизация электротранспорта становится своего рода «зелёным коридором» для регионов к новым современным городским пространствам. И это крайне важно в контексте преодоления пространственного неравенства. Реализация проектов программы в пилотных городах не только меняет жизнь людей здесь и сейчас, но и создаёт практики, которые будут масштабированы и на другие регионы страны.
Таким образом, программу модернизации городского электротранспорта уже сегодня можно назвать беспрецедентной по размаху и значению. В связи с этим вполне логично, что инструментарий для его реализации – а именно комплексное финансирование – выбран подходящий. Тем более что ВЭБ.РФ на системной основе участвует в реализации инфраструктурных проектов по всей стране: в частности, участвует в инвестпроектах на одном из приоритетных направлений – развитии Дальнего Востока.
Источник: www.mk.ru