Гнесинка празднует 130-летие: ректор Александр Рыжинский рассказал, как здесь хранят верность традициям

0 0
image

Российская академия музыки имени Гнесиных отмечает 130-летие

15 февраля 1895 года, ровно 130 лет назад, порог маленького частного учебного заведения под названием «Музыкальное училище Е. и М.Гнесиных» переступила первая ученица. С тех пор ведет отсчет история знаменитой Гнесинки, а точнее, Российской академии музыки, которая сегодня носит имя своих основателей. «МК» рассказывает об удивительной истории, принципах, традициях и выпускниках старейшего музыкального заведения.

Гнесинка празднует 130-летие: ректор Александр Рыжинский рассказал, как здесь хранят верность традициям

Несколько лет назад на одном из официальных мероприятий в училище Гнесиных (ГМУ) тогдашний его директор Татьяна Барер, обращаясь со сцены к студентам, оговорилась, назвав Гнесинку «Российской академией имени музыки». Случайная ошибка вызвала у всех улыбку — не насмешливую, ведь все прекрасно понимали, что отчасти и правда учатся в академии имени ее величества Музыки, которой основательница Гнесинки, Елена Фабиановна, верно и преданно служила. И все, что ею создано, было на благо музыкального искусства и образования.

Невероятная влюбленность в музыку всего семейства Гнесиных поспособствовала быстрому росту популярности школы. Ее основатели в прямом смысле жили на работе. Их квартира, расположенная прямо в здании академии, теперь превращена в музей, куда ежегодно в сентябре водят на экскурсию всех первокурсников. Святое! Да и сейчас принято говорить «Гнесинский дом» о своем учебном заведении.

Только вдумайтесь в цифру: 72 (!) года Елена Фабиановна Гнесина бессменно возглавляла учебные заведения, занимаясь не только педагогической деятельностью, но и административной. Но школа не была «женской»: Михаил Гнесин был учеником Римского-Корсакова, имел композиторский талант и создал здесь отдел композиции и теории музыки. Подробнее об истории учебного заведения рассказал Александр Рыжинский, ректор РАМ имени Гнесиных:

Гнесинка празднует 130-летие: ректор Александр Рыжинский рассказал, как здесь хранят верность традициям

«Их заслуга состоит в становлении и в государственном статусе той системы, которую создавали не только Гнесины, безусловно. Но именно их семья фактически сделала систему обучения школа—училище—вуз государственной. Елена Фабиановна общалась с Луначарским, наркомом просвещения, и во многом он стал адептом ее взгляда на музыкальное образование».

Но третьей ступени изначально не было, ведь тогда уже были консерватории в Санкт-Петербурге и в Москве. Она появилась позже, в 1944 году. Так сформировался «Гнесинский комбинат», из которого выпускались прекрасные музыканты-исполнители, исследователи и — важно! — педагоги. На этом здесь всегда был особенный акцент.

Однако Гнесинка сегодня — это не школа исключительно музыкальных педагогов, как принято считать с советских времен (ранее заведение именовалось музыкально-педагогическим институтом). Охват музыкальных специальностей в академии самый крупный в России, вплоть до таких необычных и современных специальностей, как медиакомпозиция. Но здесь хранят верность традициям и по-прежнему делают упор на умение зажечь любовь к музыкальному искусству и у тех, кто собирается связать свою жизнь с музыкой профессионально, и у тех, кто в свое время прошел мимо музыкальной школы.

Гнесинку отличают принципы, заложенные семьей основателей:

«Бесшовность» образования. Речь идет о преемственности музыкальных программ. Сама Елена Фабиановна хотела сделать так, чтобы ребенок, независимо от того, где живет, получил качественное музыкальное образование, имел равные возможности со всеми при поступлении в любой музыкальный вуз: «В какой-то степени я и сам состоялся благодаря этой системе, — делится Рыжинский. — Окончив музыкальную школу и музыкальное училище в Омске, приехал поступать в академию Гнесиных и продолжил обучение уже здесь. Рисков в моей жизни не случилось, так как было единство музыкальной образовательной программы».

Семейность. Доверительное отношение между педагогами и учениками свойственно многим вузам. Но зачет и экзамен, важные и зачастую страшные для многих студентов процедуры, здесь принято превращать в праздник — подведение итогов проделанной работы, выявление достоинств и подсказки, куда стоит обратить особенное внимание. Все это за чашкой чая с любимыми педагогами у рояля.

Демократизм. Педагогическая практика — обыденное явление. Но Гнесинке в свое время пришлось хлебнуть негатива и упреков в том, что педагоги доверяют старшекурсникам работать с младшими. Как так?! Могут ли одни студенты вести занятия у других? Вполне! Ведь именно этого и добивалась в свое время сама Елена Фабиановна: так педагоги могут воспитать своих «наследников» и четко знают, в чьи руки перейдет Гнесинский дом: «Сам этим пользуюсь и вижу в этом проявление преемственности, — рассказывает Александр Сергеевич, — когда ты понимаешь, кто придет к тебе на смену, и даже можешь заранее спланировать».

Работают ли эти принципы, доказывают фамилии выпускников Гнесинки. Арам Хачатурян — уверены, что у вас в голове уже зазвучали темы из его знаменитого балета «Спартак», — один из первых студентов только что открытого на тот момент Михаилом Гнесиным класса композиции. Михаилу Фабиановичу низкий поклон за возможность наслаждаться музыкой Тихона Хренникова, который по окончании школы написал именитому преподавателю письмо с вопросом, выйдет ли из него композитор в будущем. Ответ последовал теплый, с рекомендацией поступать в училище. Страшно себе представить тот факт, что могли бы вовсе не родиться любимейшие песни о столице — «Московские окна» (те самые, с «негасимым светом», яснее которого нет) или та, что «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве».

«Отношение ко мне совершенно изумительное, буквально на руках носят» — так писал будущий гений киномузыки Микаэл Таривердиев домой отцу после поступления в Гнесинку. Сложно вообразить себе нашу жизнь без музыки к «Семнадцати мгновениям весны» и Новый год без темы «Снег над Ленинградом» из «Иронии судьбы, или С легким паром!». Хотя, безусловно, не кинематографом единым славен композитор — востребованы его органные сочинения, камерная музыка и многое другое.

Красный диплом Гнесинки есть у Филиппа Киркорова, который учился на отделении музыкальной комедии. Однако здесь гордятся не только выпускниками, которые связали свою судьбу с музыкой. Кто знает, раскрылся бы так актерский талант Валерия Гаркалина, если бы не факультет кукольного искусства, которым во времена его учебы там руководили лучшие кукольники Советского Союза Леонид Хаит и Сергей Образцов?

Певица Людмила Зыкина, дирижер Владимир Федосеев, композитор Давид Тухманов, Иосиф Кобзон и многие другие — все они гордость Гнесинки. Многие из них действительно стали не только прославленными музыкантами-исполнителями, но и настоящими наставниками, как например Александр Градский и Дима Билан (выпускник не академии, а музыкального училища).

Источник: www.mk.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.