«Ей нравится процесс беременности и родов»: у многодетной мамы изъяли пятерых детей из-за нехватки жилплощади
Детский омбудсмен признает проблему, но не знает, как помочь многодетной семье
Современное «хорошо» — это многодетность. Авторитетные демографы и государственные мужи хором говорят о том, что только курс на трех-четырех детей в семье поможет выбраться из демографической ямы. И ведь идея встречает народное понимание и поддержку. Большие семьи – не новость для России. Нашлись женщины, согласные рожать, а не гнаться за сомнительным радостями карьеры. «Посвящу себя детям», — так пишут современные девочки в школьных сочинениях на тему «Кем я стану, когда вырасту». Но будущие мамы пока не уяснили, что если с работы можно уволиться, то с материнства – уже никак не соскочишь. И уже войдя в эту воду, женщины делают самые интересные открытия – в трудной жизненной ситуация с проблемой ей придется остаться один на один… Так произошло недавно в Приморском крае.
В Приморском крае из многодетной семьи изъяли детей по причине стесненных бытовых условий. Мальчики и девочки живут в одной комнате, не имеют отдельных кроватей и места под отдельный письменный стол. А откуда им взяться — ведь действие многодетной драмы развернулось в обычном общежитии, в комнате площадью 12 квадратных метров. Тут даже обеденный стол разместить негде – и это тоже стало аргументом: «неподходящие санитарные условия для приема пищи».
Задача на пространственное мышление решилась наиболее простым способом. Нет места для пяти письменных столов и как минимум двух трехъярусных кроватей? Освобождаем помещение от лишних людей, то есть — детей. Пятерых несовершеннолетних передают на содержание в социально-реабилитационный центр. А родителей обяжут исправить ситуацию. Но как? Быстренько купить двухкомнатную квартиру? Думается, они сделали бы это намного раньше, будь у них такая возможность, а не сидели друг у друга на головах в 12-метровой комнате.
Впрочем, многодетная мама из Приморья, кажется, свои жилищные условия фатальными не считала — сейчас она беременна шестым ребенком. Срочно зарабатывать деньги на улучшение условий она физически не может. И вдобавок ей приходится метаться между приютами и детскими домами, навещая своих разновозрастных детей.
«Мама хорошая, дети хорошие, умные, ухоженные, растут в любви, – рассказала уполномоченная по правам ребенка в Приморском крае Ольга Романова. – Мы все ломаем голову, как ей помочь».
Действительно, интересная ситуация. Получается, уполномоченная по правам ребенка не знает, как помочь. То есть знает, конечно, но у нее нет соответствующих рычагов. И даже ее ходатайство и запросы – то, что может и обязан писать чиновник, занимая эту должность, — не имеют достаточного веса, чтобы воссоединить семью.
Более того, дальше омбудсмен рассказывает, что о ситуации знают и в министерстве труда и социальной политики, и в комиссии по делам несовершеннолетних, и депутаты и даже – глава города. И все вместе они ищут «варианты и выход из ситуации». И какой вывод напрашивается из этой информации? Очень простой: все самые полновластные структуры города не могут вернуть пятерых детей в многодетную семью. Ну или не хотят.
Причины изъятия детей из-за бедности не так уж редки. В первую очередь рискуют все те же многодетные. В Красноярском крае троих детей изъяли из семьи из-за неработающей печки. Она сломалось, а денег, чтобы ее починить, не было. В Омской области под угрозу изъятия попали малыши-погодки. Соседи обратили внимание на детей, гуляющих голышом по дому, и сообщили в опеку. Когда социальная служба выехала на место, то увидела, что в доме не только голые дети, но и отсутствует ремонт, старая мебель и сломанный холодильник. При этом в семье заботились о детях, но просто не хватало денег на новую бытовую технику и ее доставку, а времени – чтобы одевать малышей: мама крутилась по хозяйству, в котором были домашние животные, чтобы, собственно, и кормить детей.
«МК» попросил правозащитника Никиту Сорокина прокомментировать ситуацию.
— Я не вижу вины матери. Вместо того, чтобы предоставить подходящие условия, детей изымают детей в социальное учреждение и приучают к государственной жизни. Это первый шаг к распаду семьи, начало ее разрушения, — уверен правозащитник. — Госорганам надо сначала определить, действительно ли это вина мамы или стечение обстоятельств. И государство обязано обеспечить условия проживания с детьми. Есть же маневренный фонд. Можно обеспечить соцнайм и другие условия проживания. Но не поступать так.
Много лет многодетным семьям обещают материальную поддержку, но не решается самый главный вопрос — квартирный. Даже в Москве, чтобы встать в очередь на улучшение жилищных условий, нужно сначала получить статус малоимущих, а затем доказать, что семье не хватает положенных квадратных метров. И в этом расчете учитывается жилплощадь не только отца и мамы, но и их родителей. Вот тут звучит знаменитое: «Жениться надо на сироте».
Как и в советское время, очередь на квартиры длится десятки лет. Похожая ситуация и в других регионах. Поэтому многодетная семья, ютящаяся в одной-двух комнатах — явление обычное. И если даже в таких условиях родители отваживаются и дальше рожать — может, стоит их уважать за это?
— Представьте, ей нравится процесс беременности и рождения детей. Разве можно осуждать за это? И дети ведь все прекрасные, — резюмирует омбудсмен Ольга Романова.
И с этим сложно не согласиться.
Источник: www.mk.ru