Возрождение пиратства в Сомали из-за событий в горячей точке спровоцировало рост нападений морских разбойников

image

Сомалийские пираты возвращаются в Индийский океан с помощью стратегически отвлекающих маневров

В последние несколько месяцев международное сообщество с тревогой наблюдает за возвращением сомалийских пиратов в воды Индийского океана. После почти десятилетнего затишья нападения в районе Африканского Рога вновь стали частыми, нарушая стабильность в одном из крупнейших и важнейших торговых маршрутов мира. Эксперты связывают всплеск пиратской активности с рядом факторов, среди которых кризис в Красном море и усиление военной активности йеменских хуситов.

Возрождение пиратства в Сомали из-за событий в горячей точке спровоцировало рост нападений морских разбойников

Одним из последних жертв пиратства стал 39-летний Мохаммед Аттик Улла Хан, старший офицер на торговом судне Abdullah, которое было захвачено в марте 2024 года. Судно, следовавшее в Объединенные Арабские Эмираты с углем, стало мишенью пиратов после того, как они подошли к нему на нескольких скоростных катерах. Нападение, длившееся менее чем 10 минут, привело к захвату судна и его экипажа. Хан, чья жизнь была спасена только благодаря быстрым действиям международной морской разведки, описал происходящее как кошмар, продолжавшийся несколько недель. Он признается, что еще долго не мог избавиться от ощущений постоянной угрозы.

Как стало известно из анализа экспертных отчетов, одно из ключевых направлений этой волны пиратства связано с обострением военно-морской ситуации в Красном море, где хуситы с 2023 года начали активно нападать на судоходство, что отвлекло внимание международных сил, которые ранее эффективно сдерживали пиратов у побережья Сомали.

«Контрабанда нефти, оружия и других запрещенных товаров, а также сотрудничество с хуситами, которые в свою очередь занимались нападениями на судна в Красном море, стали новыми источниками дохода для пиратских группировок», — поясняют эксперты.

Международные исследования и отчеты показывают, что в период с 2023 по 2024 год число атак сомалийских пиратов резко возросло. Всего за девять месяцев 2024 года было зафиксировано три захвата судов и несколько попыток нападений. Эти нападения затруднили движение через важнейшие морские пути Индийского океана, что привело к резкому росту цен на международные перевозки и увеличению сроков доставки товаров.

Так, согласно данным Международного морского бюро, пираты вновь начали атаковать грузовые суда, нанося урон как международной морской торговле, так и экономике стран, через которые проходят важные транспортные пути. Эти нападения, хотя и имеют меньший масштаб, чем в пиковые годы – с 2008-го по 2011-й, все же требуют значительных усилий для борьбы с ними.

Долгие годы работы по укреплению морской безопасности, введение международных патрульных сил и развитие новых методов защиты судов (в том числе вооруженной охраны на борту) сыграли свою роль в снижении числа нападений. Но когда пиратство стало менее прибыльным и менее безопасным, новые криминальные сети перенаправили свои усилия на более рискованные, но доходные направления: контрабанду и незаконные перевозки.

«Эта ситуация стала особенно сложной после того, как на международной арене появились новые игроки, в том числе хуситы, которые тесно сотрудничали с сомалийскими пиратами, что способствовало укреплению их позиций. В свою очередь, такие союзы не только увеличили угрозу для морских судов, но и создали дополнительную опасность для мировой торговли, особенно в условиях глобальной экономической нестабильности, вызванной различными международными конфликтами, включая войну в Газе», — рассказывают западные специалисты.

Экономисты предупреждают о серьезных последствиях этого пиратского возрождения. Повышенные риски для судоходства по-прежнему не позволяют снизить стоимость доставки товаров по морю. Морские перевозки из Азии в Европу, в частности, подорожали на 500 процентов, что отразилось на стоимости многих товаров – от продуктов питания до электроники. Этот экономический ущерб чувствуют не только страны, но и потребители по всему миру.

Эксперты уверены, что только комплексный подход, включающий дипломатическое вмешательство, укрепление международных морских сил, а также решение коренных причин пиратства в Сомали, таких как бедность и отсутствие стабильного управления, сможет привести к реальной победе над пиратскими группировками. На фоне недавнего ухудшения ситуации с хуситами и дальнейшей эскалации конфликтов в регионе мирные силы должны быть готовы к новым вызовам – как в стратегическом, так и в экономическом плане.

Источник: www.mk.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.