Обзор Yield! Fall of Rome в раннем доступе. Казуальная 4X-стратегия для любителей строить домики и думать о Римской империи

0 0
image


                    Обзор Yield! Fall of Rome в раннем доступе. Казуальная 4X-стратегия для любителей строить домики и думать о Римской империи

В жанре пошаговых стратегий уже много лет довольно четко выделяется хардкорный фронт. Ну, вы знаете, все эти игры-таблички от студии Paradox с тучей механик и еще большим количеством DLC. В общем, релизы для тех, кто любит все эти тонкости и готов сперва потратить на их изучение недели и потенциально месяцы. В достатке и франшиз условной «средней сложности»: тут и «Цивилизации», и релизы Amplitude Studios. А вот с каким-то казуальным противовесом ситуация обстоит сложнее. Любителям ненапряжного «подпивасного» гейминга в жанре либо приходится откапывать редкие удачные релизы, вроде карточной Hexarchy, либо погружаться в адские пучины мобильной индустрии со всеми вытекающими. Вышедшая в ранний доступ Yield! Fall of Rome, воссоздающая период упадка Римской империи, не без успехов пытается восполнить эту недостачу.

Содержание:

Эрзац-цивилизация

Перед нами редкая игра, в которой буквально с первых минут безошибочно угадывается и общая концепция, и целевая аудитория. Знаете ту категорию игроков, которая во всяких 4X-стратегиях и иже с ними никогда не лезет на рожон, не плетет хитроумных заговоров и планов по завоеванию мира, а любит спокойно себе строить домики? Они это обычно называют «игрой на развитие». А еще не любят грузить сейвы, предпочитая всякий раз начинать новую партию. В общем, если вы угадываете в этих описаниях себя или своих знакомых, то у нас нейтральные новости: похоже, норвежская инди-студия Billionworlds делает игру специально для вас.

Ярлык «упрощенной цивы» звучит, конечно, несколько уничижительно, но в данном случае слишком уж бьет в цель, да и игра этого, кажется, нисколько не стыдится. С одной стороны, все чисто внешние приметы бессмертной серии Сида Мейера тут на месте: города с постройками и чудесами света, ползучее расползание с помощью поселенцев, древо технологий, застраиваемые улучшениями гексы, ресурсы роскоши, принятие политических догматов и распространение религии… И при этом каждый из них упрощен до такой степени, что любой игрок, даже поверхностно знакомый с жанром, может сходу успешно влететь в игру, не встречая особенного сопротивления со стороны каких-то местных механических нюансов. 


                    Обзор Yield! Fall of Rome в раннем доступе. Казуальная 4X-стратегия для любителей строить домики и думать о Римской империи

4X-стратегия идентичная натуральной

Взять пресловутое древо технологий — это ж надо примерно представлять, в какую сторону ты развиваешься, заучивать, какая технология что открывает, и как скоро ты сможешь до нее добраться… В Fall of Rome научное развитие сокращено до масштиабов примерно одной эпохи «Цивы»: всего два десятка открытий, названия которых говорят сами за себя (нетрудно ведь догадаться, что животноводство открывает пастбища, а лесничество — лесопилки). 

И ни за какими «очками науки» следить не надо — система базовых ресурсов упрощена настолько, насколько это вообще возможно. Технологии открываются за то же золото, за которое покупаются юниты, а границы городов расширяются не за счет какой-то там культуры, а банально с ростом населения. 


                    Обзор Yield! Fall of Rome в раннем доступе. Казуальная 4X-стратегия для любителей строить домики и думать о Римской империи

Все дороги ведут не в Рим 

Здания, чудеса и улучшения клеток вообще не требуют времени на отстройку, а возводятся мгновенно — были бы ресурсы. Не надо ни с кем устраивать перегонки. Разбираться в особенностях юнитов? Бррр, оставьте это для других игр. Тут у нас есть четыре условных типа войск: пехота, лучники, конница и флот. У каждой по одному-двум линейным улучшениям, плюс пара нюансов, вроде полководцев и осадных сооружений. Даже запутаться негде. А сами партии длятся буквально по полчаса на дуэльных картах и максимум по паре часиков в режиме FFA — как раз развлечение на вечерок.

В итоге создается довольно любопытный опыт, который наверняка приглянется тем, кто когда-то там играл в разные 4X-стратегии, даже получал с этого кайф, и хотел бы снова влететь в жанр. Но не готов тратить слишком много времени и сил на освоение новой игры. Тут ведь еще и партии Цива упрощенная, но внешне идентичная натуральной. Злые языки добавят: «и без реальной глубины». Но это уж с какой стороны посмотреть — для кого-то это наверняка будет плюсом.


                    Обзор Yield! Fall of Rome в раннем доступе. Казуальная 4X-стратегия для любителей строить домики и думать о Римской империи

Лавина войск без проблем захватывает города ИИ один за другим

Что нам стоит Рим разрушить?

Разумеется, такой подход влечет за собой ряд издержек, главная из которых — отсутствие разнообразия в стратегиях развития. Партии всегда складываются примерно по одному сценарию, напоминающему стратегию «бесконечного расползания» из ранних частей той же Sid Meier’s Civilization. Строишь города, пока не упрешься во вражеские границы, смотришь, какие рядом есть ресурсы, исследуешь технологии для их освоения, а потом пылесосишь респ и строишь домики, выбирая подходящий момент для того, чтобы массово настроить самых продвинутых юнитов и устроить блицкриг всей карты. Работает безотказно. ИИ ничего этому противопоставить не способен, за редкими исключениями.

В большинстве игр жанра есть какие-то сдержки выигрышной стратегии. Но не здесь. Уровней сложности нет. Дипломатии — тоже, вообще. Единственная фишка, способная внести какие-то коррективы — меняющиеся условия победы. Чтобы выйти из катки победителем, тут нужно набрать определенное количество «корон» — условных очков победы. За что и в каком количестве они даются (захват городов и столиц, исследование карты, строительство чудес) — зависит от режима. В кампаниях это заранее решают разработчики, и там вышеописанный «метод лавины» почти всегда неостановим. А вот в пользовательских играх выдачу корон можно настроить самостоятельно. И при большом желании можно найти какой-то набор настроек, заставляющий действовать нестандартно. Правда при этом придется оставить за бортом что-то из и так небогатого набора механик.


                    Обзор Yield! Fall of Rome в раннем доступе. Казуальная 4X-стратегия для любителей строить домики и думать о Римской империи

Флот в игре пока что вообще как будто не нужен — больших водоемов на карте не встречаются, а такие озера легко обстреливаются лучниками

Не сказать, что Yield! Fall of Rome совсем уж не требует никаких стратегических навыков. Например, в застройке окологородских территорий, все-таки, приходится заранее рассчитывать, что и где ставить, если вы хотите получить максимальный выхлоп с имеющихся ресурсов. Все постройки тут можно разделить на три категории. Базовые строятся на клетках с особым ландшафтом и дают небольшой прирост ресурсов — это привычные фермы и лесопилки. Рядом с ними можно построить дающие еще больше ресурсов так называемые «продвинутые постройки», вроде требующей соседства с пастбищем ткацкой мастерской.

Наконец, третий тип построек, открывающийся ближе к концу партии, можно строить вообще где угодно, но они приносят пользу только за каждую соседскую застроенную клетку. При этом территория, понятно, не бесконечная. Необходимость оценить глазами свои владения и запланировать застройку наперед — пожалуй, самый интересный аспект игры.


                    Обзор Yield! Fall of Rome в раннем доступе. Казуальная 4X-стратегия для любителей строить домики и думать о Римской империи

Фирменные особенности фракций, увы, почти никогда ни на что не влияют

Правда, местный подход к сбору ресурсов порой приводит к странным последствиям. Дело в том, что почти все постройки не увеличивают прирост стройматериалов или населения в ход, а дают единовременный прирост. Иногда из-за этого возникает попросту комичная картина — вот перед нами огромный город на сто с лишним единиц населения, полностью застроенный всякими улучшениями… И он в какой-то момент оказывается не способен позволить себе построить даже возвести городские стены — все ресурсы потрачены, а пылесосить вокруг больше нечего. Ну и толку от него в таком виде?

Вообще любое поселение тут очень быстро дорастает до потолка своего развития — остается только им грамотно распорядится, наклепав в нужный момент столько юнитов, сколько получится. Из-за этого города воспринимаются не как основа королевства, а как временные крепости-расходники, полезные лишь до поры до времени.


                    Обзор Yield! Fall of Rome в раннем доступе. Казуальная 4X-стратегия для любителей строить домики и думать о Римской империи

Вот, к примеру, мой развитый до максимального уровня Лондон, не способный построить даже чертов колодец

Anno Domini

Все проблемы Yield! Fall of Rome до кучи пока еще и множатся на фирменные приметы продукта в раннем доступе. Контента в игре реально мало: две с половиной сюжетных кампании (в будущем обещают, вроде как, шесть) и три карты-заготовки для пользовательских баталий. Чисто визуально все выглядит, прямо скажем, небогато, но сильно глаз не режет. А вот технические недочеты, дисбаланс и баги способны реально заруинить все удовольствие. Интерфейс явно недопилен, не хватает даже абсолютно базовой для жанра опции «усыпить» бесполезный на определенном этапе юнит, чтобы он не напоминал о своем существовании каждый ход.

Но самая странная чертовщина творится в кампаниях. Играл я тут, значит, миссию из середины сюжетной ветки за варваров. Для победы там было достаточно захватить хотя бы одну из вражеских столиц и найти на карте одну рандомную достопримечательность. Лимит времени: 50 ходов. Звучит несложно! И вот я основываю первый город, строю домики, провожу начальную разведку — врагов на горизонте пока не видно. А на седьмом ходу получаю сообщение: «Миссия провалена! Кто-то из врагов выполнил цель раньше вас». Ну, то есть, вы поняли, что произошло? Парочка моих соседей заспаунились совсем рядом друг с другом и один по-быстрому вынес другого, пока я прочесывал леса и проселки в поисках оппонентов.


                    Обзор Yield! Fall of Rome в раннем доступе. Казуальная 4X-стратегия для любителей строить домики и думать о Римской империи

Да, это буквально все древо технологий Fall of Rome на данный момент

И это еще не все! Не успел я офигеть от произошедшего, как меня выкинуло в основное меню кампании, где только что «проваленная» мной миссия… оказалась зачтена как успешно пройденная. Отхожу от шока, хочу ее перезапустить и понимаю, что кнопки-то такой нет. Можно либо продолжить кампанию дальше, либо начать ее с самого начала, перепроходя все миссии с самой первой. И тут самое время упомянуть, что сохранений во время партии в Fall of Rome нет. Вообще. Что совершенно не напоминает о себе по ходу дела с учетом ускоренного игрового процесса и коротких партий. Но в таких ситуациях, конечно, вызывает вопросики.

Ради чего стоит ждать:

  • Редкая 4X-стратегия, которую легко освоить буквально на лету
  • Строить домики тут реально увлекательно
  • Быстрые и динамичные партии не растянутся на недели или месяцы

Что портит удовольствие:

  • Технические баги и не всегда удобный интерфейс
  • Нехватка контента и разнообразия
  • Хардкорщики будут зевать и скучать по своим табличкам


                    Обзор Yield! Fall of Rome в раннем доступе. Казуальная 4X-стратегия для любителей строить домики и думать о Римской империи

47 минут геймплея Yild! Fall of Rome. нельзя упрекнуть, так это в отсутствии собственной идентичности. Она прямо хочет быть казуальной, нисколько не стесняется этого и… ей это вполне удается. Более того, несложно представить, как можно с удовольствием залипнуть в этакий гибрид 4X-стратегии и кликера. Клик-клик, домики строятся, население растет: «Ваш народ счастлив, милорд!» Кому-то большего и не надо. Но даже столь простая концепция пока еще требует доработки. Отмечаем текущую версию игры как неплохую заявку на будущее — и пусть ее пока доводят до ума.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.