Трамп желает вернуть доллару былое величие, но его протекционистские меры этому мешают

0 0
image

Протекционистские шаги Трампа отталкивают мир от американской валюты

Не прошло и месяца с даты инаугурации 47-го президента США, как он успел установить повышенные пошлины на товары, поставляемые ближайшими соседями — Канадой и Мексикой, ввел дополнительные ввозные тарифы для Китая и пригрозил аналогичными мерами Евросоюзу и Великобритании. Впрочем, Оттава и Мехико оперативно согласились на условия Белого дома об ужесточении контроля границ для предотвращения потока нелегальной миграции и наркотрафика, поэтому Дональд Трамп отложил введение заявленных ограничений. Еврочиновники неубедительно грозят «решительным отпором» Америке, но для этого у ЕС явно не хватает сил. Соединенное Королевство пока деликатно отмалчивается. Китай анонсировал ответные пошлины на сырье из США, недостатка в котором он, впрочем, не испытывает, так как успешно заместил его энергоносителями из России, но не исключает решения возникших торговых вопросов путем взаимных компромиссов.

Трамп желает вернуть доллару былое величие, но его протекционистские меры этому мешают

В непродолжительной «войне пошлин» Трамп уже успел одержать несколько побед. Если он сохранит подобную решительность на протяжении всего президентского срока, это сделает Америку «снова великой», что, в частности, подразумевает укрепление доллара. Так не преждевременна ли дедолларизация международных расчетов, которую проводят Россия и партнеры по БРИКС? И не стоит ли возвращаться к американской валюте как основному средству сбережений? Чтобы ответить на эти вопросы, совершим небольшую историческую экскурсию…

Могущество американской экономики создавалось во второй половине XIX и начале XX века, особенно в период 1870–1913 годов, который стали называть по заглавию романа Марка Твена и Чарльза Уорнера The Gilded Age — «позолоченным веком». В последней четверти позапрошлого столетия промышленность, сельское хозяйство, зарплаты наемных работников и капиталы предпринимателей в США росли самыми высокими темпами в истории этой страны. Американская статистика сообщает, что в 1865–1898 годах посевные площади под пшеницу расширились на 256%, под кукурузу — на 222%, общая протяженность железнодорожных путей увеличилась на 567%, добыча угля выросла на 800%. Производство стали обгоняло совокупные объемы Великобритании, Германии и Франции. Наконец, в Штатах начали активно внедрять высокие по тем временам технологии: шла электрификация, налаживалась телефонная связь…

Экономические успехи США времен «позолоченного века» не связывают с конкретными именами политиков. С окончания гражданской войны в 1865 году и до начала Первой мировой на посту американского президента сменилось около десятка лидеров. В свою очередь, активный рост экономики был обеспечен главным образом частной инициативой, законодательством, поощряющим развитие бизнеса, инвестициями в добычу сырья и технологии, а также, что немаловажно, протекционизмом, то есть поддержкой отечественного производителя. Во второй половине XIX — начале XX века тарифами на импорт были защищены практически все ключевые отрасли промышленности США — от металлургической и горнодобывающей до текстильной и сельскохозяйственной. Страна с успехом экспортировала сырье и потребительские товары в те страны, которые выступали за свободу торговли и пошлин на американский импорт не вводили. А наиболее активной сторонницей принципов свободной торговли в мире тогда была Великобритания.

Однако, несмотря на мощный рост американской экономики, доллар лидером в международных расчетах не был. Функции главной валюты выполнял британский фунт стерлингов, что было закономерно с учетом размеров колониальных владений Великобритании, уровня развития ее промышленности и огромного влияния на европейскую и мировую экономику. В то же время доллар, как и ведущие европейские валюты, среди которых был в начале XX века и российский рубль, был обеспечен золотом. По окончании Первой мировой войны Европа, а с ней и Великобритания, столкнулась с галопирующей инфляцией. Между тем доллар оказался самой устойчивой валютой, так как экономика США в тот катастрофический для всего мира период пострадала значительно меньше.

Главной мировой резервной валютой доллар стал в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений, и тогда только он оставался обеспечен золотым содержанием. Послевоенный период стал для экономики США вторым «позолоченным веком». Номинальный ВВП страны с 1944 по 1976 год, когда была отменена Бреттон-Вудская система, увеличился в 6,4 раза. Доля международных резервов центральных банков, хранящаяся в долларах США, по данным МВФ, в 1970 году достигла 60%. Однако в 1973–1974 годах из-за резко выросших цен на нефть в Штатах разразился кризис, сопровождавшийся очень высокой инфляцией, что значительно обесценило доллар. В 1976-м на Ямайской конференции было решено отказаться от золотого обеспечения американской валюты с переходом на свободное курсообразование. Однако роль доллара в мировой экономике это не слишком изменило. К началу XXI века до 70% международных резервов центральных банков по-прежнему хранилось в долларах, в этой же валюте совершалось 70–80% международных расчетов и платежей.

Впрочем, появилась конкурирующая мировая резервная валюта евро, усилила свои позиции японская иена, а в 2016 году МВФ добавил в список мировых резервных валют китайский юань. Кроме того, замедление темпов экономического роста после 2003 года, огромные государственные расходы и раздутый до невероятных размеров госдолг США, а также использование доллара как инструмента политического влияния значительно снизили доверие к нему в развивающихся странах. Доля доллара США в международных расчетах, по данным SWIFT, на начало 2025 года сократилась до 47%, в международных резервах центральных банков — до 53%.

Так сможет ли новая администрация Белого дома восстановить пошатнувшиеся позиции доллара как мировой резервной валюты? Заметно, что Трамп в начале своей деятельности на президентском посту часто обращается к историческому опыту США, в том числе к практикам XIX века, когда высокими пошлинами облагались любые иностранные товары, которые создавали конкуренцию национальным производителям. В какой-то степени протекционизм был фактором высоких темпов роста экономики США, но на международном положении американского доллара он не сказался. В наши дни пошлины на импорт являются одной из разновидностей санкций, только они чуть менее политизированы. Санкции, эмбарго, пошлины одних стран в отношении экспортных товаров из других ведут к нарушению цепочек поставок сырья и товаров и способствуют ускорению инфляции, от чего страдает вся мировая экономика. Можно вспомнить, что в 2000-х США и другие развитые страны сталкивались с дефляцией, а теперь вынуждены сдерживать рост цен, разогнавшийся после пандемии, а немаловажным триггером инфляции стало нарушение логистических цепочек. Когда в начале февраля Трамп объявил о введении пошлин в отношении целого ряда стран, это привело к снижению курса доллара. Валютный рынок встревожила перспектива глобальной торговой войны, которая грозит нанести большой ущерб всей мировой экономике. В настоящее время пошлины и неумеренный протекционизм США скорее будут стимулировать дедолларизацию международных резервов и расчетов, а не препятствовать ей.

Так что россиянам сегодня стоит хорошо подумать, прежде чем привычно переводить сбережения из рублей в доллары, даже несмотря на рост инфляции. На наш взгляд, если кого-то не привлекает перспектива хранить деньги на рублевом вкладе даже с хорошим процентом или инвестировать средства в рублевые активы, такие как акции или облигации, лучше вернуться к истокам и вкладывать деньги в такой проверенный столетиями актив, как золото.

Источник: www.mk.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.