В Москве открыли выставку о людях, которые «разрывали на части» Льва Толстого
Жена и «непорядочный друг»
В московском Государственном музее Л.Н. Толстого открылась выставка с драматической цитатой в названии: «Они разрывают меня на части». Кто эти «они»?
Собственноручная запись Льва Николаевича в его дневнике от 24 сентября 1910 года проливает только половину света на данную «загадку». «От Ч. письмо с упрека[ми] и обличениями. Они разрывают меня на части. Иногда думается: уйти ото всех».
Специалисты поясняют: «Ч.» – это Владимир Чертков, книжный издатель, соратник Толстого, его главный последователь, «духовный душеприказчик» и, по определению сына писателя, «непорядочный друг». С первым разобрались, кто же второй? (А точнее – вторая).
Это – супруга Льва Толстого Софья Андреевна, которая с Чертковым ссорилась (позже мы разберем этот «конфликт интересов»).
При этом картина складывалась, как в сцене из фильма «Кавказская пленница», где Труса его напарники Балбес и Бывалый на автодороге примерно также «разрывали», но не тянули в разные стороны, а держали на пути несущегося навстречу автомобиля. И так же, как герой Георгия Вицина в финале «сник», так и великий писатель исполнил свое намерение уйти и покинул родовое имение.
В приведенной выше цитате слово «они» может означать не двоих близких Толстому людей, а упреки Черткова (перечитайте внимательно запись), но «театральный» ход организаторов выставки прекрасен.
Половину зала старинного особняка на Пречистинке (одного из самых литературоцентричных районов Москвы) они посвятили Софье Андреевне, показав посетителям, в том числе, принадлежавшие ей вещи (например, веер и заварочный чайник), свидетельство о браке между супругами, прожившими вместе 48 лет, семейные фотографии. И такой скорбный документ, как список выживших и умерших детей великой четы.
Вторая половина зала отражает кипучую деятельность и собственно фигуру Черткова (который, как боялась Софья Андреевна, пытался «отнять» в пользу народа у жены и детей авторские права на наследие Толстого).
Здесь – изданные Чертковым книги Толстого и о Толстом, списки произведений классика, запрещенных в Российской империи светской и церковной цензурой – и выпущенных им на Западе в обход ограничений, «рабочий план» будущего собрания сочинений. И опять-таки – множество архивных фотоснимков (самый говорящий – Чертков и Толстой играют в шахматы), портрет Владимира Григорьевича работы Нестерова и так далее.
Правда, судя по подписям к рукописям и основным историческим бумагам (как, скажем, к Завещанию 1910 года, утвержденному Тульским окруженным судом, нотариальной доверенности на имя С.Т.), все они – копии.
На «наивный» вопрос корреспондента «МК», почему посетители не могут видеть оригиналы, Юрий Прокопчук, заведующий экскурсионно-методической службой музея Л.Н. Толстого, ответил:
– Если речь о рукописных материалах, как правило, на выставках представляются копии (сейчас их делают так качественно, что не отличишь от исходника. – И.В.). А подлинники требуют особых условий хранения. Они находятся в отделе рукописей: у нас их свыше трехсот тысяч рукописей самого писателя, людей из его окружения и последователей-«толстовцев».
– Чертков составил целую брошюру, представляющую собой список запрещенных цензурой текстов Толстого. Неужели их было так много?
– Издательство «Свободное слово» было основано Владимиром Чертковым в конце XIX века (в Лондоне, где он находился в изгнании. – И.В.). В 1897 году он был выслан за границу, обосновался в Британии и там выпускал книги, запрещенные в Российской Империи. Эти сочинения пользовались большой популярностью за рубежом, но иногда проникали и в Россию. А многое из того, что запрещалось цензурой до послаблений, вызванных революцией 1905-1907 годов, распространялось нелегально: произведения гектографировались, литографировались, печатались иными способами или переписывались вручную.
– Что именно из наследия попало в «стоп-лист»?
– Его религиозно-философские тексты: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Соединение и перевод четырех Евангелий» – все, что касается вопросов религии и отрицания Толстым христианских догматов.
Это шло вразрез с представлениями Русской православной церкви и, как правило, запрещалось и духовной, и светской цензурой.
Что касается прозы – если брать крупные произведения, то роман «Воскресение» публиковался впервые в журнале «Нива» с изъятиями – лишь 25 глав не претерпели изменений, некоторые главы были убраны полностью (как, например, насмешливо описывающая таинство причащения глава 39. – И.В.).
– Но ценители творчества при желании могли ознакомиться с полной версией, выпущенной за рубежом и тайно привезенной в российское государство?
– Были способы найти эти издания, но широкому читателю они были недоступны.
– В чем суть спора между Чертковым и Софьей Андреевной?
– Есть кратко, Лев Толстой считал несправедливым брать авторский гонорар за свои произведения. Но у него была большая семья – и ее нужно было содержать (Чертков на этот счет придерживался идеализированных альтруистических взглядов. – И.В.).
Полностью отказаться от авторского права и получения вознаграждения за публикации Толстой не мог. И он пошел на компромисс, в 1891 году опубликовав в газетах объявление, что каждый желающий может без каких-либо отчислений печатать его тексты, написанные после 1881 года. (Таким образом, более ранние произведения приносили семье доход).
Впоследствии, уже осознавая, что жизненный путь подходит к концу, Толстой, посоветовавшись с юристами, подписал завещание: он полностью отказывался от авторских прав и предоставлял возможность издавать книги всем желающим. Исполнительницей его воли стала младшая дочь Александра Львовна, а в случае ее смерти душеприказчицей становилась старшая дочь Татьяна Львовна. Окончательный текст завещания был подписан в июле 1910 года.
Черткову же Толстой доверил разобрать оставшиеся рукописи – значительную их часть Софья Андреевна отдала в Исторический музей, что-то хранилось у Владимира Григорьевича, что-то – в Ясной Поляне.
– Что вышло в свет после смерти автора «Войны и мира»?
– Например, повесть «Хаджи-Мурат».
– В одной из витрин размещено «пенсионное удостоверение» Черткова уже советских времен – получается, он остался в СССР и был полезен новой власти?
– Он уже был пожилым человеком и мог претендовать на пенсию, как другие граждане.
Чертков был знаком с Бонч-Бруевичем, Луначарским и другими партийными деятелями. Главный проект, осуществленный им – это издание Полного собрания сочинений Льва Толстого в девяноста томах. Чтобы добиться осуществления проекта, Чертков встречался с Лениным и Сталиным. В 1928 году, в год столетия со дня рождения Льва Николаевича, начали выходить первые тома. В 1936 году Черткова не стало – на тот момент были подготовлены 72 тома, а издание завершилось только в 1958 году.
То, что нам теперь доступны многие черновые редакции, письма, дневники Льва Толстого – это личная заслуга Черткова.
Источник: www.mk.ru