Полет шмеля под бонги и Чайковский с баварским акцентом
Немецко-кубинский коллектив Klazz сыграл на фестивале в Сочи
На 18-й Зимний международный фестиваль искусств в Сочи прилетел необычный интернациональный коллектив, состоящий из двух немцев и двух кубинцев. Klazz (название-неологизм образовано из соединения слов Klassika и Jazz) специально для фестиваля сочинил новые аранжировки хорошо знакомой классики – от Шуберта до Чайковского. А лидер коллектива Килиан Форстер рассказал, как во времена Хонеккера и Горбачева играл в одном оркестре вместе с Юрием Башметом, которым тогда дирижировал Валерий Гергиев.
Сложно придумать более контрастное сочетание – сдержанные и структурированные немцы и зажигательные кубинцы. Тем не менее группа Klazz, участники которой живут за тысячи километров друг от друга, успешно играет уже больше четверти века. За это время коллектив выпустил 13 компакт-дисков, а стиль, где сочетается классика, джаз и оригинальные кубинские инструменты (бонги и конги) все больше входит в мейнстрим.
– Наш постоянный пианист не смог лететь 52 часа, поэтому его заменил мой брат Тобиас, он летел всего лишь 20 – с пересадкой в Стамбуле. Тем самым наш коллектив, который начинался как раз вместе с Тобиасом воссоединился здесь спустя годы, – рассказал в начале концерта виолончелист Килиан Форстер, но без досады. Напротив, он верит, что случайностей не бывает.
Именно так образовался коллектив. Килиан и Тобиас год играли в стиле «кроссовер», сочетающим в одном произведении разные стили, и однажды прилетели на Кубу, где и познакомились с перкуссионистами Алексом Эрейрой Эстебесом и Эллио Родригесом Луисом, подружились и решили играть вместе. Избранный контрастный стиль благодаря веселым кубинцам, играющим на национальных инструментах бонги и конги, приобрел уникальное звучание. Это чувствовалось на сцене Зимнего театра, где музыканты появились в ослепительно белых костюмах и с ходу настроили зал на позитив. «Пойте, танцуйте, делайте, что душе угодно!» – сразу задали они свободный формат.
Начали с Баха, продолжили Пуччини, плавно перешли к Моцарту, и каждая, казалось бы, знакомая мелодия в оригинальной аранжировке становилась открытием для публики. После нескольких композиций к джазистам присоединилась немецкая певица Симона Кермес, которая на приличном русском сказала: «Давайте соединим наши энергии!» – и ушла на высокие ноты.
Каждую паузу между мелодиями музыканты использовали, чтобы донести главную мысль: задача культуры – наводить мосты между стилями, народами и странами, именно поэтому они здесь и ни секунды не жалеют, что проделали сложный путь. Но надеются, что благодаря таким культурным событиям скоро можно будет летать напрямую, без сложных пересадок. Так что «парафразы» классических мелодий кубинско-немецкий коллектив готовил старательно. Особенно живо публика принимала оригинальные версии, где соединились сочинения Шуберта, Листа и Тобиаса Форстера, «Полет шмеля» из «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова и 2-я часть 1-го концерта Петра Чайковского. Ее Тобиас играл так трогательно и необычно, что у некоторых зрителей выступили слезы.
Финал, однако, оказался радостным и зажигательным: дети поднялись на сцену и подпевали музыкантам. Под конец весь зал хором исполнил «Надежду» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова. Ближе к кульминации Килиан рассказал еще одну интернациональную историю. В советские времена, когда шла холодная война, он, будучи студентом, участвовал в концерте, который должен был объединить страны. Среди музыкантов был и Юрий Башмет, а Валерий Гергиев, постоянный участник Зимнего фестиваля искусств (в этом году он тоже давал концерт) дирижировал. Этот случай и привел интернациональный коллектив теперь в Россию.
Источник: www.mk.ru