Свидетелем по делу Байрона проходит черепаха

0 0
image

В театре «Мастерская Петра Фоменко» поставили лучшую пьесу Тома Стоппарда

Зима продолжает радовать театральными открытиями. После «Чайки» Богомолова на Малой Бронной и «Курьера» в ЦДР на Соколе в Москве появился еще один спектакль, после первого показа которого по Москве пошел шум: «Надо бежать смотреть». Это «Аркадия» в «Мастерской Петра Фоменко». Лучшую пьесу классика английской драматургии Тома Стоппарда (перевод Ольги Варшавер) поставил худрук «Мастерской» Евгений Каменькович.

Свидетелем по делу Байрона проходит черепаха

Информация от билетеров еще до начала спектакля интригует — антракт продлится не менее 40 минут. «Слишком большая перестановка, извините», — вежливо говорят они и добавляют, что два акта сами по себе не длинные, но перетасовки… Какие, если вид самой сцены, пока не началось действие, тоже озадачивает простотой? Прямо по центру ближе к авансцене установлен то ли белый-белый, как снег, павильон, углом смотрящий на зал, то ли здоровенная книга корешком в том же ракурсе. На портике надпись Et in Arcadia ego. Что это значит, пояснит молодой человек, одетый по моде эпохи Просвещения — это где-то середина ХVIII века, хотя точных временных границ она не имеет.

— Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

— Простите, эпиграф. «Аркадия». Том Стоппард. Воспоминание о будущем в двух актах.

Джентльмен, читавший с авансцены Лермонтова (Павел Яковлев), изыскан в манерах и обликом слегка смахивает на лорда Байрона, чей небольшой портрет красуется в овале на правой стороне белоснежной декорации. Несмотря на видимую простоту (всего-то две белые поверхности), декорация Алексея Трегубова окажется сложной, точнее, сложносочиненной, как и сама пьеса Тома Стоппарда, в середине 90-х годов отмеченная сразу несколькими значимыми для мира театра премиями: Лоренса Оливье («лучшая новая драма»), Тони («лучшая пьеса) и «Драма Деск» («for Outstanding Play»).

А джентльмен продолжил, пояснив не знающим латыни, что фраза «Et in Arcadia ego» не что иное, как предупреждение о том, что даже в Аркадии, в этом земном раю, есть смерть и что английский драматург изначально так и хотел назвать пьесу. Но по коммерческим соображениям смертушка отвалилась от его «Аркадии». А галантный джентльмен покинул сцену, чтобы позже предстать на ней в роли одного из персонажей. Нечего сказать — элегантное начало.

И вот левая белоснежная поверхность уплывает вверх, открывая нам интерьер 1809 года в загородном доме Сидли-парк в Дербишире. Здесь среди книг и простых математических приборов домашний учитель Септимус Ходж, который хорош собой (Федор Малышев), делает вид, что обучает юную воспитанницу Томасину Каверли (Екатерина Новокрещенова) математике, а на самом деле читает «Лежанку Эроса» пера поэта-современника Эзры Чейтера (Иван Верховых). Последний не замедлит явиться в следующей же сцене и не с самыми добрыми намерениями.

Свидетелем по делу Байрона проходит черепаха

Но Томасина по поведению хотя и трудный подросток, но развита не по годам: ее интересует не только теорема Ферма, но и карнальные объятия, в которых застукала ее учителя любопытная прислуга загородного поместья. Интрига пикантного свойства потянет за собой… О боже, да целый мир она потянет — философию, секс, теорию хаоса, второй закон термодинамики, а также личную и публичную жизнь лорда Джорджа Гордона Байрона, как выяснится, соученика Септимуса Ходжа.

И не только мир 1809 года — она пронзит время, показав нам конец 90-х века ХХ. Но это произойдет через час с небольшим. А пока — век Просвещения в своих приметах: от моды до имен и особенностей парковой архитектуры. Весь из себя колкий, но тонкий, прямо по Уайльду, юмор, изысканные манеры.

Обаяние мужское в лице Септимуса и девичье, исходящее от девочки-сорванца, сразу задает тон постановке. Герой Федора Малышева свободен настолько, что еще шаг — и свобода, кажется, обернется неучтивостью к работодателям. А тут еще компрометирующие его связи сразу с двумя дамами (разумеется, параллельно) — с женой поэта Чейтера (не появится, зато муж тут как тут весь в гневе), в чьих объятиях он находился в здании эрмитажа, и хозяйкой дома леди Крум (Екатерина Смирнова), манкой обольстительницей. Да и Томасина у Новокрещеновой, как и ее наставник, преуспела по части внутренней свободы, отраженной пока что в непосредственном поведении. А это качество неординарных личностей — этих и новых, что появятся, как только левая поверхность закроется, а правая поднимется, открыв интерьер того же загородного дома, но спустя 180 лет.

Там люди конца XX века: писательница Ханна Джарвис (Полина Айрапетова) и филолог Бернард Солоуэй (Юрий Буторин) независимо друг от друга исследуют жизнь Байрона в поисках сенсации: ее интересует любовная связь Байрона, его — дуэль поэта-романтика. Взаимоотношения исследователей тоже как дуэль — профессиональная и любовная. А тут еще пара персонажей подбрасывают «дровишек» в их спор — Хлоя (Софья Лукиных), дочь хозяйки загородного дома в Сидли-парк, и ее братья — математик Валентайн (Дмитрий Рудков) и малолетний Гас (Кирилл Морозов), потомки того самого рода Каверли. Каждый из них со своими знаниями и характером ярко вписан в это историко-научно-любовное путешествие.

Евгений Каменькович точно выдерживает жанр расследования, нисколько при этом не педалируя его особыми эффектами вроде напряженной музыки, игры света… Напротив, у него на сцене — сама Аркадия, страна счастья… театрального: с живыми страстями, интеллектом, остроумием, обаянием и режиссерским изыском, который так естественен.

У Каменьковича разные эпохи намеренно схожи в деталях: характерной пластикой Томасины и Хлои, расстановкой в мизансценах фигур по вертикали и горизонтали. Времена меняются, а люди… Разве что язык упрощен: вместо карнальных объятий просто: «Может, в койку?».

Персонажи Стоппарда жонглируют терминами из квантовой и ядерной физики, высшей математики, филологии. Немой свидетель всему — черепаха Плавт, единственный, кто на протяжении двух актов бесконтрольно телепортируется из одного времени в другое, черепашьим шагом двигаясь вдоль авансцены, в то время как настоящее с прошлым выясняют отношения и рвутся в будущее. Плавту 293 года, а в путь он отправился в возрасте 109 лет.

Свидетелем по делу Байрона проходит черепаха

Антракт действительно продлится 40 минут, после которых обе комнаты из разных эпох сольются в одну большую, подчеркнув относительность понятия времени. За окнами ее виднеется смутный абрис чего-то белого. Ближе к финалу обитатели загородного дома начала XIX и ХХ веков сойдутся, но их диалоги будут идти параллельно при внутренней неразрывной связи. Магия.

Безусловно, «фоменки» в «Аркадии» демонстрируют силу ансамбля: видно, как поколение тридцатилетних становится мастерами, а новобранцы достойно продолжают традиции актеров Фоменко просто и органично передавать сложное. Федор Малышев, выступивший в роли Септимуса Ходжа, в прошедшем сезоне выпустил два интереснейших спектакля большой и малой формы, и стало понятно, что в театре появился лидер. Отличные работы у Павла Яковлева, открывшего спектакль и продолжившего его в роли слуги Джелаби, у Юрия Буторина, Дмитрия Рудкова, Екатерины Смирновой, Полины Айрапетовой, Василия Фирсова, Степана Пьяных, Софьи Лукиных и Ивана Верховых. Кстати, немаловажно, что все артисты по возрасту практически совпадают со своими персонажами, за исключением Верховых, кто старше его 31-летнего героя.

Дебют в большой роли Екатерины Новокрещеновой однозначно не останется незамеченным. Она точно попала в типаж подростка-вундеркинда, который вырос в юную леди. В финале ее острый ум кроме математических формул просчитает встречу с учителем, и совсем ненаучного характера. Их вальс на фоне открывшихся белоснежных деревьев будет так же бел и прекрасен.

Источник: www.mk.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.